Как помочь ребенку адаптироваться к школе: советы медицинского психолога

 

В сентябре ежегодно увеличивается количество детей, госпитализированных в отделения неврологии и педиатрии для обследования по поводу головных болей. ЕВГЕНИЯ БОРИСОВНА БОТЕВА, медицинский психолог многопрофильного стационара ГАУЗ «Центр охраны материнства и детства г. Магнитогорск» рассказывает, что у многих детей головные боли вызваны эмоциональными нагрузками и состоянием стресса, в котором проживает ребенок. При комплексном обследовании проблем с соматическим здоровьем у таких пациентов, как правило, не выявляется. Психолог советует родителям уважительно относиться к личности ребенка, поддерживать комфортный психологический климат в семье, не навязывать школьнику свои представления о правильной жизни.

— Когда родители предъявляют завышенные требования к своему ребенку, который не силен в учебе, у него может сформироваться защитная реакция в виде болезни. Развивается психосоматическое заболевание. Ребенку проще заболеть, вызвать сочувствие у мамы, остаться дома, не идти в школу, не получать плохие оценки и избегать состояния «неуспеха», за которое его ругают.

Негативное отношение к школе у ребенка может сформироваться из-за плохих отношений с учителями и сверстниками. Доверительное общение, возведенное в ранг семейных традиций, поможет родителям узнавать о проблемах ребенка первыми.

— Очень тяжело бывает ребенку, когда у него не складываются отношения с одноклассниками. Дети-изгои, которых унижают в классе, либо не замечают, находятся в состоянии хронического стресса. К сожалению, большинство родителей не интересуются школьной жизнью детей вообще. Если ребенка «гнобят» в школе, то родители, однозначно,  должны встать на его защиту, вплоть до смены образовательного учреждения.

По словам опытного детского психолога, проблемы у ребенка в школе никогда не возникают сами по себе, это всегда результат взаимоотношений «ребенок-родители».

— В настоящее время, к сожалению,  утрачиваются семейные традиции. Я очень часто встречаю абсолютно одиноких детей,  проживающих в семьях. Мама сидит в своем телефоне, а ребенок в своем телефоне, все по разным комнатам. Общение и совместное времяпрепровождение членов семьи жизненно необходимо для здоровья и социализации ребенка. Пусть это будут прогулки в парке, катание на велосипедах, совместная лепка пельменей,  — ребенок должен чувствовать, что родители его любят, всегда готовы встать на его защиту, что он для них самый лучший на свете, что у него есть семья.

Самое главное, говорит медицинский психолог Евгения Ботева, — никогда не пускать «школьные» проблемы детей на самотек. Если ребенку плохо в школе и учеба не ладится, то решение проблемы  надо начинать с поиска ответа на вопрос «почему». Можно обратиться за помощью к школьному психологу, обязательно необходимо пообщаться с классным руководителем. Только при помощи и поддержке со стороны родной семьи ребенок сможет «привести в порядок» школьную жизнь.