Как помочь ребенку адаптироваться в школе  –  советы медицинского психолога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В сентябре ежегодно увеличивается количество детей, госпитализированных в отделение неврологии для обследования по поводу головных болей. ЕВГЕНИЯ БОРИСОВНА БОТЕВА, медицинский психолог многопрофильного стационара Центра охраны материнства и детства города Магнитогорска, рассказывает, что часто сталкивается с пациентами, у которых головные боли вызваны эмоциональными нагрузками и состоянием стресса, в котором проживает ребенок. При комплексном обследовании проблем с соматическим здоровьем у таких детей, как правило, не выявляется.

 

— Когда родители предъявляют завышенные требования к своему ребенку, который не силен в учебе, у него может сформироваться защитная реакция в виде болезни. Развивается психосоматическое заболевание. Ребенку проще заболеть, вызвать сочувствие у мамы, остаться дома, не идти в школу, не получать плохие оценки и избегать состояния «не успеха», за которое его ругают.

Психолог советует мамам и папам уважительно относиться к личности ребенка, не заниматься самореализацией за его счет и не навязывать свои представления о жизни насильно.

— У меня была пациентка 12 лет, творческая девочка, от которой мама требовала отличных оценок по математике. Мама говорила: «пусть сначала выучит математику «на 5», а потом уже танцует», желания ребенка ее не интересовали вообще. Ребенок болел. Другой папа требовал от сына, чтобы он занимался боксом. Мальчик говорил, что ему больно драться, он и сам не хочет бить людей. Но папа не желал слушать сына, потому что «мужчина должен заниматься боксом». Родителям нужно ориентироваться на эмоциональное состояние ребенка, говорить: « я тебя люблю» независимо от школьных оценок. Мне, конечно, хочется, чтобы ты старался учиться хорошо.

Негативное отношение к школе у ребенка может сформироваться из-за плохих отношений с учителями и сверстниками. Узнавать о таких проблемах можно, если доверительное общение  между родителями и ребенком возвести в ранг семейных традиций.

— Очень тяжело ребенку, когда у него не складываются отношения с одноклассниками. Дети-изгои, которых унижают в классе, либо не замечают вообще,  находятся в состоянии хронического  стресса. К сожалению, большинство родителей не интересуются школьной жизнью детей вообще. Если ребенка гнобят в школе, то родители, однозначно,  должны встать на его защиту, вплоть до смены образовательного учреждения.

Проблемы у ребенка никогда не возникают сами по себе, это всегда результат взаимоотношений «ребенок-родители».

— В настоящее время, к сожалению,  утрачиваются семейные традиции. Я очень часто встречаю абсолютно одиноких детей,  проживающих в семьях. Мама сидит в своем телефоне, а ребенок в своем телефоне, все по разным комнатам. Общение и совместное времяпрепровождение членов семьи жизненно необходимо для здоровья и социализации ребенка. Пусть это будут прогулки в парке, катание на велосипедах, совместная лепка пельменей,  — ребенок должен чувствовать, что родители его любят, всегда готовы встать на его защиту, что он для них самый лучший на свете, что у него есть семья.

Самое главное, говорит медицинский психолог Евгения Ботева, — никогда не пускать «школьные» проблемы детей на самотек. Если ребенку плохо в школе и учеба не ладится, то решение проблемы  надо начинать с поиска ответа на вопрос «почему».  Можно обратиться за помощью к школьному психологу, пообщаться с классным руководителем. Только при помощи и поддержке со стороны родной семьи ребенок сможет «привести в порядок» школьную жизнь.