Опытный педиатр советует родителям первоклассников заботиться об эмоциональном состоянии детей
С началом обучения в школе у ребенка полностью меняется привычный уклад жизни. Появляются новые нагрузки, меняется режим дня. По словам заведующей детской поликлиникой № 3 Центра охраны материнства и детства НАДЕЖДЫ ВЛАДИМИРОВНЫ АНТИПИНОЙ, родителям первоклассников нужно уделять особое внимание психоэмоциональному состоянию ребенка. Согласно статистике, около 25% первоклассников имеют различные хронические заболевания. Чаще всего у детей 6-7 лет наблюдаются заболевания органов желудочно-кишечного тракта, почек, глаз. Но даже при отсутствии проблем со здоровьем ребенок-первоклассник требует повышенного внимания со стороны родителей, заботы и помощи в период адаптации к школе.
— В подготовке детей к школе родители делают акцент на развитие когнитивных способностей, обучении чтению, письму… о психологической готовности к началу обучения часто забывают. Самое главное – создать у ребенка позитивный настрой на школу, на новый этап в жизни, на знакомство с ребятами и первым учителем.
— Очень важен режим дня. Ночной сон первоклассника должен быть не менее 10 часов. Ложиться спать нужно не позднее 10 часов вечера, а лучше в 9 часов. Утром ребенок должен вставать в одно и то же время. За 2 часа до сна исключить использование гаджетов.
— Нужно обязательно приучить ребенка завтракать. В школе дети завтракают после первого урока, а в некоторых школах – после второго урока. Примером завтрака могут быть: каша, творог, сыр, какао, хлеб. Голодным ребенка отправлять в школу нельзя.
— С 1 по 4 класс в Магнитогорске (на основании Постановления главы города) льготным питанием, завтраками обеспечиваются все дети. Начиная с 5 класса, льготным питанием обеспечиваются только дети с хроническими заболеваниями, состоящие на учете у врача-специалиста. Дети, имеющие статус «ребенок-инвалид», на основании Постановления главы города Магнитогорска обеспечиваются на льготной основе завтраком и обедом в школе.
— В питании школьника обязательно должны быть свежие фрукты и овощи. Особенно важны те, которые содержат витамин С: болгарский перец, капуста, черная смородина, петрушка, цитрусовые. Можно давать поливитамины, они являются «добавкой к пище», это не лекарство. Поэтому обычные детские поливитамины родители могут использовать самостоятельно, особенно в осенний период, — это октябрь-ноябрь.
— Очень важно организовать рабочее место ребенка дома. Мебель должна соответствовать возрасту, чтобы минимизировать нагрузки на опорно-двигательный аппарат. Спина у ребенка должна быть прямая, а руки спокойно располагаться на столе, колени согнуты под углом 90 градусов. Освещение должно быть хорошим, чтобы ребенку не приходилось напрягать глаза.
Все дети-школьники города Магнитогорска попадают под наблюдение специалистов Центра охраны материнства и детства. Организацией профилактических медицинских осмотров и вакцинацией школьников занимаются медицинские работники образовательных учреждений.
— В 6 лет ребенок, будущий первоклассник проходил углубленный профилактический осмотр: УЗИ, ЭКГ, ЭХО-КС, лабораторную диагностику, консультации врачей-специалистов. Если по каким-либо причинам первоклассник не прошел углубленный профосмотр в 6-летнем возрасте, родителям необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства. Если ребенок состоит на учете у врача-специалиста с хроническим заболеванием, можно обратиться на прием к этому врачу, будет определена группа здоровья ребенка для занятий физкультурой, проведены необходимые обследования.
— О сроках вакцинации школьников медицинский работник сообщает родителям за несколько дней. Все прививки детям до 15 лет делаются исключительно на основании «письменного информированного согласия» родителей. Составлен план-график вакцинации детей школьного возраста, проведения профилактических медицинских осмотров, родителям об этих мероприятиях обязательно сообщат. В первых числах сентября, с началом учебного года стартует прививочная кампания по вакцинации детей от гриппа.
Самое главное, по словам опытного врача-педиатра, чтобы начало обучения в школе проходило на фоне позитивных эмоций. Порицания, угрозы и наказания категорически недопустимы в общении с ребенком. Любовь, забота и поддержка родителей, хороший эмоциональный климат в семье помогут первокласснику обрести уверенность в своих силах и легко пережить сложный период адаптации к школе.