«Повторение – мать учения»: в ЦОМиД организовали курс базовой сердечно-легочной реанимации для сотрудников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для «обновления» знаний медицинских работников, связанных с оказанием помощи и спасением жизни человека, находящегося в состоянии клинической смерти, в Центре охраны материнства и детства был организован обучающий курс базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) для сотрудников. Его провела  Наталья Михайловна Казакова, опытнейший преподаватель Магнитогорского медицинского колледжа (стаж работы – 41 год). Обучающий курс состоял из двух блоков: СЛР взрослого человека (включая детей, начиная с 8-летнего возраста); СЛР ребенка.

Реанимация – комплекс экстренных мероприятий по оживлению организма, находящегося в состоянии клинической смерти, проводимых с целью восстановления жизненно важных функций, в первую очередь, дыхания и кровообращения.

Базовая сердечно-легочная реанимация выполняется при отсутствии у человека сознания и дыхания.

Включает компоненты: ­ ­обеспечение проходимости дыхательных путей, ­ закрытый (непрямой) массаж сердца, искусственное дыхание.

Сердечно-легочная реанимация, категория «дети» 

— Ребенка нужно перевернуть на спину. Руки и ноги выпрямить вдоль туловища. Оценить состояние сознания, проверить реакцию ребенка на два раздражителя: голос и боль. Задать вопрос: «тебе плохо?», хлопнуть по плечу, оценить реакцию.  Оцениваем наличие/отсутствие дыхания: наклониться к губам ребенка, посмотреть на движение грудной клетки, почувствовать щекой выдыхаемый воздух и послушать звук выходящего воздуха. При отсутствии сознания и дыхания у ребенка выполняется сердечно-легочная реанимация:

— освобождаем грудную клетку от одежды;

— открываем дыхательные пути: ладонь одной руки кладем на лоб, два пальца другой руки — на подбородок, на лоб надавливаем «назад и вниз», а подбородок поднимаем «вперед и вверх». Приступаем к проведению компрессии, то есть сдавлению сердца между грудиной и позвоночником. Ребенку от 1 года до 8 лет компрессию можно делать проксимальной частью ладони одной руки.  У подростков или детей весом > 55 кг рекомендуемая глубина компрессии такая же, как у взрослых, то есть от 5 до 6 см. Компрессия выполняется прямой рукой — 30 надавливаний, затем 2 вдувания воздуха методом «изо рта в рот», младенцу – «изо рта в рот и нос».  Делаем 4-5 циклов. Вдувание ребенку от 1-8 лет делаем с интервалом  4 секунды, 15 вдуваний в 1 минуту. Младенцу — с интервалом 3 секунды, 30 вдуваний в минуту. Младенцу вдувания делаются медленно, глубина продавливания составляет от 1 до 3 см. Во время грудной компрессии у младенцев грудная клетка должна сжиматься на одну треть переднезаднего диаметра.

Сердечно-легочная реанимация взрослого человека (начиная с 8 лет)

Определяем наличие/отсутствие сознания, дыхания. Открываем дыхательные пути: одну ладонь кладем на лоб, два пальца второй руки кладем на подбородок и запрокидываем голову. Располагаемся сбоку от пострадавшего, руки складываем в замок, размещаем на середине грудины между яремной выемкой и мечевидным отростком, выполняем непрямой массаж сердца проксимальной частью ладони. Руки выпрямлены от плеча до кисти, пальцы не должны касаться грудины. Глубина давления сердца между грудиной и позвоночником составляет 5-6 см. Выполнить 30 компрессий, после чего выполнить 2 вдувания методом «изо рта в рот».

Признаки эффективности искусственного дыхания:

— Порозовение кожных покровов и видимых слизистых оболочек;

— Слышен звук выходящего из легких воздуха;

— Появление самостоятельного дыхания.

Признаки эффективности непрямого массажа сердца:

— Появление пульсации на центральных кровеносных сосудах (сонной артерии);

— Сужение зрачков и восстановление реакции на свет;

— Появление самостоятельного дыхания.

Внимание! Навыками проведения базовой сердечно-легочной реанимации (СЛР) должны владеть не только все медицинские работники, но и люди других профессий.