Развитие ребенка до года: 5 условий. Любовь, движение — и стресс

(Авторский материал, Семейный сайт «Все о детском здоровье» https://www.7ya.ru/article/Razvitie-rebenka-do-goda-5-uslovij-Lyubov-dvizhenie-i-stress/)

то мы можем сделать для своих детей, чтобы неестественность современного мира не помешала им вырасти здоровыми и счастливыми? Как мы можем выбрать естественность в отношении к своему ребенку?

Естественный уход за малышом основан на подходе, отталкивающемся от его естественных потребностей, и является необходимой предпосылкой формирования экологического мышления и гармоничного взаимодействия с миром:

KIDWOOD

1. Потребность иметь родителей

Причем не только формально, поскольку ребенок чаще всего все-таки имеет отца и мать, а именно в смысле внутренних ощущений, которые они должны ему давать.

KIDWOOD

Прежде всего, это чувство любви. Подобно тому, как жизни взрослого человека любовь придает некоторый совершенно особый смысл, так же и для малыша чувство любви, исходящее от родителей, дает ему жизненный импульс, что-то вроде установки «жить стоит».

Дети, наполненные маминой любовью, лучше растут и развиваются. Для нормального развития ребенка необходимо как можно чаще обнимать, целовать, поглаживать, с любовью и нежностью смотреть в глаза, играть с ним. До 2 лет ребенок и мама должны быть всегда вместе, чтобы не прерывался поток любви. Мамина любовь должна быть безусловна, независимо от того, здоров ребенок или болен, послушен или нет.

2. Сенсорное наполнение

Первый год жизни — это период сенсорно-моторного развития. В это время развиваются наиболее древние в эволюционном отношении нижние отделы мозга. Развитие идет поэтапно, и нужно стараться максимально реализовывать условия, необходимые для прохождения каждого этапа.

KIDWOOD

Лучшее средство обеспечить ребёнку сенсорную развивающую среду — это чаще бывать с ним на природе с первых недель его жизни.

В домашних условиях ребенка следует больше знакомить с различными предметами и материалами. В первую очередь с натуральными. Давать ему подержать деревянную палочку, камень, различные ткани. Мягкое, твердое,гладкое, шершавое, тупое, острое — со всем этим нужно познакомиться. Развешивание картин в мягких тонах вокруг кровати малыша и их смена будет создавать необходимые зрительные стимулы. Нужно разговаривать с ребенком, давая ему желаемый образец общения. Петь ему песни и заводить музыку.

Знакомство с природными факторами: вода, солнечные лучи, снег, воздух теплый и прохладный — происходит при закаливании.

Необходимо помнить о чрезвычайной важности кожно-мышечной стимуляции, доставляющей в мозг большое количество импульсов, обеспечивая тем самым его развитие. Следует с первых же дней как можно больше носить ребенка на руках и в различных положениях. При этом малыш усваивает много положений тела, хорошо развивается физически, рано начинает держать головку, сидеть, ползать. Если ребенок все время голенький, он получает естественный массаж. Специальный же массаж следует рассматривать больше как восстановительное и лечебное средство. Кормить грудью его также лучше голеньким, причем в контакте кожа-к-коже с матерью.

3. Потребность в движении

В первый год особенно явно проявляется принцип, согласно которому ведущей системой у ребенка является опорно-двигательная, от должного развития этой системы зависит нормальное развитие всех остальных систем, в том числе и психическое развитие ребенка.

Наиважнейшее требование для обеспечения ребенку двигательной активности — категорический отказ от пеленания.

Если ребенка не пеленают, то он в среднем меньше времени проводит во сне, раньше начинает выполнять сложные манипуляции с предметами, улыбаться и произносить первые осмысленные звуки. Более полно потребность в движении реализуется гимнастикой и плаванием.

4. Потребность в физиологическом стрессе

Мы привыкли понимать под стрессом нечто опасное, вредное для здоровья. Часто родители, занимающиеся с детьми динамической гимнастикой и обливающие их холодной водой, обвиняются в том, что их дети испытывают стресс! Ребенок действительно подвергается стрессовым нагрузкам, но этот стресс ни в коем случае нельзя рассматривать как отрицательный фактор.

KIDWOOD

Представление о том, что ребенок «не должен подвергаться стрессу», приводит к созданию ему «тепличных» условий существования, недостаточной сенсорной стимуляции и обеднению среды.

Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов.

5. Потребность в кормлении грудью

Кормление грудью  (не просто материнским молоком) — необходимая составная часть естественного взращивания малыша. И кормление грудью также должно быть естественным. Это,прежде всего, акт, совершаемый между двумя любящими друг друга существами. Всегда следует исходить из естественных потребностей ребенка, а не подчинять его (и себя) насильственно наукообразным умозрительным правилам.

Таковы основные потребности малыша, необходимые для его развития. Удовлетворяются они достаточно просто при условии, что родители также стремятся в своей жизни к простоте и естественности. Образ жизни ребенка всегда зависит от образа жизни родителей, поэтому в первую очередь нужно приобрести свой собственный опыт. Ребенок не может быть сам по себе, он усваивает образ жизни своего ближайшего социального окружения. Поэтому естественное взращивание малыша — это, прежде всего, работа родителей над своим образом жизни и над своими отношениями друг с другом, с миром и с детьми.

Автор: Иммунолог Елена Смирнова