С 16 по 22 сентября — Неделя безопасности пациента и популяризации центров здоровья
Принцип «не навреди» является непреложным требованием при оказании любой медицинской услуги. Медицинская помощь не должна причинять ущерб ни одному пациенту. Безопасность пациентов определена как «ненанесение предотвратимого вреда пациенту и снижение до приемлемого минимума риска причинения неоправданного ущерба в связи с оказанием медицинской помощи».
Системный подход к обеспечению безопасности пациентов
Многие ошибки, приводящие к нанесению вреда пациентам, обусловлены не методами работы одного или нескольких членов медицинского или вспомогательного персонала, а скорее недостатками систем и процедур, которые способствуют совершению ошибок персоналом. Безопасная система медицинского обслуживания характеризуется принятием всех необходимых организационных мер, позволяющих планомерно предупреждать и ограничивать причинение вреда пациентам, включая следующие меры:
- принятие установки на обеспечение безопасности на уровне руководства и формирование культуры безопасности;
- обеспечение безопасных условий труда и безопасности процедур и процессов оказания медицинской помощи;
- совершенствование профессиональных навыков медицинских и медико-социальных работников и повышение согласованности бригадной работы и взаимодействия;
- привлечение пациентов и членов их семей к разработке правил, проведению исследований и совместному принятию решений; и
- создание систем регистрации инцидентов, связанных с обеспечением безопасности пациентов, в целях учета сделанных выводов и реализации непрерывных улучшений.
Всемирный день безопасности пациентов
Всемирный день безопасности пациентов отмечается ежегодно 17 сентября. В 2024 г. для Всемирного дня безопасности пациентов выбрана тема «Улучшение диагностики для безопасности пациентов», ведь правильная и своевременная постановка диагноза крайне важна для защиты пациентов и улучшения исхода заболевания. Надежность диагностики можно существенно повысить путем устранения системных проблем и когнитивных факторов, которые могут приводить к диагностическими ошибкам. К системным факторам относятся недостатки организации, повышающие вероятность диагностических ошибок, в том числе неэффективная коммуникация между медицинскими работниками или между медицинскими работниками и пациентами, чрезмерная рабочая нагрузка и рассогласованность действий в команде. Когнитивные факторы включают особенности подготовки и опыта клиницистов, а также предрасположенность к искажениям восприятия, усталости и стрессу. В резолюции WHA72.6 «Глобальные действия по обеспечению безопасности пациентов» подчеркивается необходимость обеспечения безопасности диагностических процессов. Поскольку многие пациенты, скорее всего, в течение своей жизни столкнутся хотя бы с одной диагностической ошибкой, необходимо проделать большую работу по повышению безопасности процессов диагностики.
Для информационной кампании был выбран следующий лозунг: «Не допускайте ошибок, помните о безопасности!». Диагноз определяет суть заболевания пациента и является условием для получения необходимой помощи и лечения.