Золотые руки, золотое сердце. Герасим Михайлович — любимец коллектива и маленьких пациентов.
Заведующий хирургическим отделением и хирургической службой детской городской больницы Герасим Зайцев отметил своё 60-летие. В Магнитогорске он прошёл путь от интерна до руководителя крупного подразделения. Для административной работы нужен ум не менее острый, чем хирургический скальпель.
Желание помогать людям
В профессию доктор Зайцев пришёл в 1983 году — отсчёт ведёт с того момента, как получил медицинский диплом. Но желание стать врачом зародилось в детстве. В семье было четверо детей. Пятый родился с патологией и не выжил. С тех пор мама часто говорила Герасиму, как мечтает видеть его медиком — чтобы спасать других. Мальчик и сам хотел помогать людям, вырос с этой мыслью. Может быть, потому и в профессии он чувствует себя словно рыба в воде. Словом, человек на своём месте.
В Магнитогорск Герасим Зайцев приехал из Владикавказа, что в Северной Осетии. Причём детская хирургия на далёком Урале была для начинающего врача предпочтительнее, чем педиатрия в Грозном, куда его хотели было направить. Ожидания не обманули: в первой горбольнице его наставниками стали звёзды российской хирургии.
— Увидел большого-большого мужчину, рядом — шесть интернов, я стал седьмым. Это был знаменитый Лев Бейлин, рассказывает Герасим Михайлович.
Кроме Льва Яковлевича, своими учителями он считает магнитогорских детских хирургов Бориса Михайловича Зорина, Эльвиру Петровну Душанину. И отмечает: в Магнитке издавна была правильная постановка отношения и к детской, и ко взрослой хирургии, что можно отнести к заслугам главного хирурга той поры Владимира Кузьмича Никишина и знаковой фигуры в магнитогорской медицине Рудольфа Семёновича Гуна.
В хирургическом корпусе детской горбольницы на Суворова доктор Зайцев начал работать в 1988 году, сразу, как тот был построен. Что же касается руководящей работы — пожалуй, операции делать легче. Организаторский труд, оформление документации, общение с родителями юных пациентов — тяжёлая административная нагрузка. А ведь есть ещё и ночные дежурства — их порой бывает по 10-11 в месяц.
Врач, управленец, психолог…
О докторах сегодня можно немало узнать по отзывам пациентов в Сети. Участники родительских интернет-форумов не скупятся на добрые слова: «хирург от Бога», «всегда выслушает, всё объяснит», «поддержал меня перед операцией, помог настроиться, сказал, что моё отношение влияет и на самочувствие ребёнка». И, конечно, время от времени среди самых жарких споров звучит: «А вы спросите у Зайцева»… «Зайцев-то что говорит?» «Ну, Герасим Михайлович плохого не посоветует…»
— Надо уметь поговорить и с ребёнком, и с мамой. Опыт общения перенимал у Бейлина, Зорина. Можно и поругать — не оскорбить, а именно поругать — за ненужные слёзы, истерику до и после операции. Надо, чтобы родитель видел, что ты уверен в своих силах и принесёшь ребёнку здоровье. И тогда он начинает успокаиваться.
А порой родители бывают весьма резки, необъективны, предъявляя претензии к медикам.
— Стараюсь находить силы для сдержанности в общении с родителями, даже когда они неправы — что случается нередко. Я должен по сути быть психологом, уметь находить общий язык. Если будешь вести себя резко, то это всё откликнется и в твою сторону. Мне приходится проводить внутриотделенческое расследование. Бывает, что родители отчасти правы — ситуации разные, как и везде.
Как бы энергозатратна и физически нелегка ни была работа хирурга и руководителя, в отпуске Герасим Михайлович вскоре начинает скучать по родной больнице, и никакие домашние дела не спасают от этого чувства. Его девиз: больше движешься — дольше проживёшь. Дедушка, бабушка и прабабушки были долгожителями — сам Герасим Михайлович далеко вперёд не загадывает, но в ближайшее время на отдых не собирается. Он в свои 60 на диво собран, активен и целеустремлён. В хирургии иначе и нельзя.
Профессия как творчество
Герасим Михайлович до сих пор помнит первую самостоятельную операцию.
— Это было в 1985 году — девятимесячный ребёнок с грыжей. Начал оперировать, а старший товарищ чуть-чуть задержался. Пришёл в операционную, спрашивает: «Ну как у тебя?» Отвечаю: «Всё в порядке». — «Ну ладно, я тогда не моюсь». Начиная с обработки и заканчивая швами на кожу — эта операция была полностью выполнена мной.
Оперировать детей не труднее, чем взрослых. Для хирурга ребёнок — не лялька, а маленький пациент. И когда доктор видит, что вечером после операции он начинает бегать, прыгать, убегать от мамы, он знает, что сделал своё дело хорошо.
Зайцеву приходилось сталкиваться и с такими патологиями и травмами, которые у детишек не так часто появляются. Травматический разрыв диафрагмы от сдавления трактором. Повреждение почки с повреждением крупного сосуда. Различные разрывы кишечника. Была и операции, когда приходилось зашивать сердце и вести его открытый массаж — тому ребёнку уже за 20, у него есть свои дети… Есть моменты, которые остаются в памяти.
Хирургия для доктора Зайцева — творчество. Потому он так невесело говорит о том, что многие непростые операции, которые когда-то он и его коллеги делали в Магнитогорске, сегодня забирают в Челябинск, они идут под грифом ВМТ — высокие медицинские технологии. Это большие операции разных кист, грудной клетки, операции новорождённых с врождёнными пороками развития. Для того чтобы они проводились в Магнитке, нужны оборудование и кадры. А так хотелось бы, чтобы было творчество — и в то же время желание творить порой упирается в нехватку времени.
Наверно, время — самый дорогой ресурс для хирурга Зайцева, да и для его жены. Дети Герасима Михайловича в медицину не пошли, а вот жена Ирина Владимировна — тоже врач. В медсанчасти ММК работает с 1982 года, а в 1996-м возглавила отделение пульмонологии. Один сын живёт в Екатеринбурге, другой — в Тюменской области, но супругам Зайцевым скучать не приходится. В семье уже семь лет обитает маленькое чудо — чихуахуа Самсон. Это имя, в переводе древнееврейского означающее «солнечный», как нельзя лучше подходит малышу. Вместе с очаровательным Самсошей ездят на дачу, где чета медиков любит работать на земле, с растениями. А ещё Герасим Михайлович и Ирина Владимировна с удовольствием ездят в лес по грибы да по ягоды. И всё же никакой досуг надолго не заменит любимую работу и удивительное чувство, когда понимаешь: сегодня ты спас человека.
Ликбез от Зайцева
А ведь многие беды можно предотвратить, если соблюдать правила безопасности и знать, как грамотно оказать первую помощь. Темы, казалось бы, навязли в зубах: проглоченные малышами инородные тела, падения с высоты, ожоги, обморожения… Герасим Зайцев — один из немногих специалистов его уровня, кто находит возможность для работы над повышением родительской грамотности в Интернете. Это новая форма работы с мамами папами. Раз в две недели — советы Герасима Михайловича в социальной сети «ВКонтакте» и на сайте детской горбольницы cmd74.ru.
Конечно, каждому специалисту экстра-класса хочется вырастить достойную смену. Проблема обновления кадров стоит остро. И пусть сегодня вакансии детских хирургов закрыты — но в ближайшие годы сразу несколько из них могут выйти на пенсию, и тогда вопрос будет вновь актуален. Колоссальная нехватка специалистов в травматологии. В чём причина того, что молодёжь не рвётся в Магнитогорск? Возможно, размышляет хирург Герасим Зайцев, в том, что молодые врачи хотят и квартиру, и работу в отделении, и достойную зарплату — но не понимают, что сразу всё не даётся.
Есть и то, что радует в жизни детской горбольницы. Внедряются малоинвазивные методы лечения — лапароскопические операции, обследования на современных аппаратах в эндоскопии, УЗИ-диагностике. В перспективе — постепенный переход на эндоскопические операции. Но успех всё равно зависит в первую очередь от человека, его знаний, мастерства. Особенности в детской хирургии в любой операции могут быть всевозможные. Решения надо принимать каждый момент и постоянно делать выбор. Остановиться тоже нужно уметь — чтобы не навредить.
Кроме того, в больнице ведётся большая и планомерная работа по повышению качества предоставляемой медицинской помощи. А в это понятие включён и уровень комфорта в помещениях.
— Идут ремонты — по министерским программам. Приёмный покой, отделения, другие технологические помещения. Привлекаем меценатов и благотворителей. У нас в хирургическом отделении великолепно отремонтирована палата № 14 — для детишек до года. Прекрасно сделаны кухня-раздатка, холл, две игровые комнаты — всё благодаря благотворителям, — рассказывает Герасим Михайлович. — Стремимся не только выполнять министерские требования, но и сделать больше — чтобы было удобно и ребёнку, и родителю. В больнице начались перемены, планируем превратить её при поддержке губернатора и главы города в достойный медцентр для лечения детей юга области.